Глобальный тренд: Азербайджану выгодны все транспортные маршруты
Европейский совет утвердил выводы по доктрине «Глобально связанная Европа», претендующей на то, чтобы стать альтернативой китайскому интеграционному проекту «Новый Шелковый путь» («Один пояс - один путь»). Одновременно похожие инициативы были выдвинуты на саммите «Большой семерки», участники которого заявили о необходимости активизировать инфраструктурные инвестиции в развивающихся странах, давно оказавшихся в сфере политических и экономических интересов Китая.
В ответ на масштабные инвестиции в инфраструктуру со стороны Пекина участники встречи будут вкладывать 100 млрд долларов в год в экономику стран Африки, Азии и Латинской Америки. Представители государств G7 приняли решение поддержать план Build Back Better World, представленный президентом США Джо Байденом в ответ на действия Китая. Он предполагает миллиардные инвестиции в страны с низкими или средними доходами на душу населения. Как говорится в заявлении Белого дома, план США позволит собрать «сотни миллиардов» инвестиций. Деньги будут исходить как из государственных бюджетов, так и из частного сектора. Средства пойдут на улучшение ситуации в четырех ключевых областях: экология, здравоохранение, цифровые технологии и продвижение равенства.
Новая стратегия
В свою очередь Евросоюз анонсирует планы новой стратегии содействия развитию инфраструктуры в других странах, которая станет альтернативой китайской инициативе «Нового Шелкового пути». Соответствующее решение приняли министры иностранных дел стран ЕС на недавнем заседании в Брюсселе, сообщает Deutsche Welle. «Мы видим, что Китай использует свои экономические и финансовые возможности во всем мире, чтобы усилить политическое влияние. Жалобы здесь не помогут. Вместо этого мы сами должны предлагать альтернативы», - заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас перед началом заседания совета ЕС. Многие страны Европы, Африки и Латинской Америки на собственном опыте убедились, что действия Китая направляются «собственными интересами» Пекина, поэтому они ищут альтернативы.
В свете глобальных пертурбаций возникают вопросы о влиянии этих трендов на нашу страну. Здесь надо отметить, что географическое положение Азербайджана позволяет ему играть роль моста между Востоком и Западом в рамках проекта «Нового Шелкового пути». Кроме того, с учетом усиливающейся в регионе конкуренции, в том числе за транспортные коридоры, в последние годы наблюдалось ускорение работ по реализации проектов создания новых транспортных маршрутов с участием нашей страны.
Касаясь этой темы, российский политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков указал в беседе с газетой «Каспiй» на существующую «мощную альтернативу»:
- Это международный транспортный коридор Север-Юг из Индии в Западную Европу, основной вектор которого проходит через территории Ирана, Азербайджана и России, а посредством параллельных рукавов уже стал привлекателен для многих государств региона. Обсуждение проекта МТК Север-Юг велось два десятилетия, и определенным стимулом к педалированию его процессов, конечно же, стала активизация Китая в реализации своего проекта «Новый Шелковый путь» и продавливание запуска МТК «Запад-Восток».
Учитывая укрепление связей Нью-Дели с Вашингтоном, говорит аналитик, интерес к проекту со стороны Германии и других государств, имеющих выход к Балтийскому морю, ведущиеся работы по МТК Север-Юг уже есть реальный ответ на активность Китая:
«Что же до декларирования Евросоюзом новых планов по вовлечению в свою орбиту постсоветских республик - и тех, что уже на крючке у Пекина, и тех, кому удается оставаться равноудаленными, то достаточно вспомнить печальную судьбу «Восточного партнерства». Экономических выгод он не принес ни одной из шести республик, ставших его участницами. Зато принес так называемые «цветные революции» в большинство из них. А проявлявшую наибольшую активность Украину вверг в национальную катастрофу. Мы понимаем, что главной альтернативой Китаю в вопросе снабжения Западной Европы становится Индия. Географическое расположение Азербайджана делает его важным участником практически всех транспортных проектов по этому направлению».
Свой комментарий по этому поводу оставил доктор философии по экономике UNEC Эльхан Джафаров, заметивший, что активное участие Азербайджана в реализации железнодорожного сообщения Восток-Запад с восстановлением крупнейшей торговой магистрали по Шелковому пути - одно из стратегических направлений совершенствования, эффективного использования и расширенного воспроизводства нашего производственного потенциала.
«Своевременное осуществление этого проекта связано с устранением геополитических конфликтных интересов региональных держав, - рассказал ученый, - поскольку основная часть этого проекта проходит через государства Средней Азии - Туркменистан и Казахстан, представляющие стратегические интересы России и Китая, двух главных игроков в регионе, находящихся в нестабильных отношениях с Западом. Вместе с тем, учитывая усиливающиеся экономические позиции Китая в Средней Азии в результате осуществления больших региональных проектов в рамках китайской инициативы, вполне допустимы конфликтные ситуации, связанные с потерей сфер влияния в процессе реализации транспортного коридора Восток-Запад».
По его словам, в свете этого возрастает геополитическая важность транспортного коридора Север-Юг, который может послужить ключевым фактором стабилизации региональных позиций нашей страны:
«Многие политические аналитики солидарны в том, что именно этот транспортный проект является одним из наиболее ярких примеров усиливающегося политического взаимодействия между Азербайджаном и Россией. Этот транспортный коридор, призванный объединить по вертикали Европу и Азию, Азербайджан, станет «мостом доверия», который свяжет Россию с Ираном, Иран с Турцией и Турцию с Россией.
В этом случае Азербайджану представляется уникальная возможность широкого регионального альянса с последующей интеграцией в экономику Евразийского союза. При этом активное участие нашей страны в региональном проекте Север-Юг однозначно ускорит реализацию подписанного в ноябре минувшего года трехстороннего соглашения, станет козырной картой в процессе мирного разрешения Карабахской войны. Безусловно, богатства Азии весьма привлекательны для Евросоюза, изыскивающего альтернативные источники и пути поставки энергоресурсов с целью удовлетворения своих потребностей в обход стратегических интересов России и Ирана», - сказал Э.Джафаров:
В связи с этим следует обратить внимание на пять первоочередных программ, предлагаемых ЕС для реформирования экономики Армении в течение ближайшего пятилетия. Так, в ходе прошедшей в Ереване 9 июля сего года встречи между официальными представителями и комиссаром Европейского союза достигнута договоренность об оказании ЕС Армении финансовой помощи в размере 2,6 млрд долларов, которые будут направлены на поддержку МСБ, содействие социально-экономическому развитию и развитию коммуникаций, строительство трассы Север-Юг, инвестиции в сферы информационных технологий, укрепление южных регионов Армении.
В этом альтернативном проекте мы будем свидетелями уже проявляющей себя в результате фарисейской политики, проводимой Арменией и Евросоюзом, эскалации военных действий, способных сорвать трехстороннее соглашение и привести к большой региональной войне на Кавказе, в которой однозначно не заинтересованы ни Турция, ни Россия, ни Иран.