Ереван «наказывает» турецкий бизнес, но страдают простые армяне
Предвыборное противостояние в Армении донельзя обострило застарелые антитурецкие фобии. Не способная справиться с системным экономическим кризисом страна ужесточает введенное с 1 января полугодовое эмбарго на поставку турецких товаров. Отныне запрет на торговлю с Турцией распространяется и на товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
Так, накануне Комитет по госдоходам Армении предупредил прибывающих из Грузии граждан об усилении таможенного контроля в целях пресечения контрабандного ввоза турецкой продукции. Однако, все эти меры лишь ухудшают положение армянского населения, ведут к росту цен и потерям прибылей бизнеса.
Культивируемая десятилетиями ненависть ко всему турецкому нередко принимает в Армении иррациональные формы, заставляя сомневаться в наличие у властей этой страны остатков трезвого ума и элементарного делового расчета. К подобным шагам можно отнести принятое в январе текущего года решение, касающееся запрета на импорт турецких товаров. В апреле Минэкономики Армении заявило о необходимости продления эмбарго на турецкие товары, и, скорее всего, после 1 июля запрет будет продлен, как минимум, еще на полгода. Более того, сегодня экономическое ведомство обсуждает возможность запрета на торговлю турецкой продукцией, ввезенной в страну еще в предыдущие годы, то есть до вступления в силу эмбарго.
А накануне, в Комитете по госдоходам Армении (ГКД) объявили о расширении торговых запретов и на физических лиц: отныне будет усилен таможенный досмотр багажа прибывающих из Грузии рядовых армянских граждан с целью пресечения ввоза даже ограниченного количества турецких товаров. По словам председателя ГКД Эдварда Ованнисяна, с июня граница с Грузией открыта, но ограничение на импорт турецкой продукции сохраняется, а теперь распространяется и на физических лиц, ввозящих товары для личного пользования. Призвав граждан не завозить турецкий товар контрабандой, председатель ГКД подчеркнул, что иногда происхождение товара определить невозможно, но во всех случаях, когда турецкое происхождение продукции очевидно, ее будут изымать.
По замыслу ереванских политиков антитурецкие торговые ограничения стали демаршем в отношении Анкары по причине оказанной Азербайджану поддержки в прошлогодней 44-дневной войне. Вполне очевидно, что армянское эмбарго, по сути, осталось незамеченным в Турции с учетом объемов ее экономики и ежегодного экспорта, превысившего $170 млрд. В среднем за год в Армению поставлялось турецких товаров на $250 млн, и это составляло всего 0,14% совокупного турецкого импорта. Напротив, для Армении с ее ущербной экономикой эти торговые отношения обеспечивали порядка 5-6% всего торгового оборота, не говоря уже о том, что качественные и сравнительно дешевые турецкие товары занимали значительную нишу потребительского сегмента розничной торговли.
Так, до эмбарго примерно 50% всей одежды и обуви в Армению доставлялось из Турции, весьма значительным была доля импорта электротоваров, стройматериалов, продовольствия. Несмотря на отсутствие официальных торговых связей между странами, до недавнего времени армянские импортеры вели активную торговлю с Турцией через соседнюю Грузию, и этот бизнес процветал в силу доступной логистики, быстрой доставки, возможности завозить небольшими партиями и платить в рассрочку.
Сегодня Армения сама лишила своих предпринимателей всех этих преимуществ, а население дешевых и качественных товаров. Транспортная изолированность Армении не позволяет ей заместить турецкий ширпотреб на аналогичную продукцию из региона Юго-Восточной Азии, еще более дорогим получается доставка товаров из богатой Европы и США. Выросли поставки товара лишь из Ирана, причем, как подозревают в Армении, какая-то часть «иранского» импорта — это те же турецкие товары, но переоформленные.
Изобретательный армянский бизнес по-прежнему находит лазейки для импорта турецких товаров из соседней Грузии: например, меняя маркировку и штрих-коды, переупаковывая продукцию. Более того, эмбарго введено не на турецкие бренды, а на произведенную на территории Турции продукцию. С учетом того, что турецкие бренды производятся в Китае и иных странах Азии, некоторые поставщики просто начали импортировать те же бренды, но из других стран. Разумеется, в этом случае повышается себестоимость поставок, теряются доходы бизнеса и падают налоговые отчисления в бюджет страны.
Но, видимо, в Ереване на весь этот ущерб внимания не обращают, полагая, что они сурово наказали Турцию, запретив ей торговать с Арменией.
Хазар Ахундов