О важности Баку для Тбилиси в цифрах Экс-глава Администрации президента Грузии в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с деканом факультета бизнеса Кавказского международного университета (CIU), экспертом аналитического центра Geocase, главой Ассоциации финансового образования Грузии, бывшим советником президента Грузии по экономическим вопросам, экс-главой Администрации президента Грузии Георгием Абашишвили.
- Каков ваш анализ торгово-экономического сотрудничества Баку и Тбилиси?
- Азербайджан является одним из важнейших и растущих торговых партнеров Грузии, что подтверждается последними официальными данными. В январе-ноябре 2021 года внешний товарооборот (без учета незадекларированной торговли) Грузии составил 12 822,2 миллиона долларов США, что на 25,1% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Экспорт составил 3 822,9 миллиона долларов США (рост на 26,7%), в то время как импорт составил 8 999,3 миллиона долларов США (рост на 24,5%). Отрицательное сальдо торгового баланса в январе-ноябре 2021 года составило 5 176,4 миллиона долларов США, его доля во внешнеторговом обороте составила 40,4%.
Азербайджан является одним из ведущих экспортных партнеров Грузии. В январе-ноябре 2021 года доля десяти ведущих торговых партнеров по экспорту в общем объеме экспорта Грузии составила 77,5%. Крупнейшими партнерами были Китай (569,1 миллиона долларов США), Россия (549,1 миллиона долларов США) и Азербайджан (488,3 миллиона долларов США). Что касается торговых партнеров по импорту, то здесь Азербайджан занимает пятое место после Турции, России, Китая и США.
Всего в январе-ноябре 2021 года доля десяти ведущих торговых партнеров в общем внешнеторговом обороте Грузии составила 69,5%. Крупнейшими торговыми партнерами были Турция (1 896,7 миллиона долларов США), Россия (1 475,3 миллиона долларов США) и Китай (1 359,5 миллиона долларов США). Что касается Азербайджана, то его доля в общем товарообороте за тот же период составляет почти 8% (около 1 миллиарда долларов США) и страна заняла четвертое место среди торговых партнеров Грузии.
Даже простое наблюдение за этими цифрами показывает важность Азербайджана для Грузии как ее торгово-экономического партнера.
О динамике торгово-экономических отношений свидетельствует и показатель денежных переводов, который особенно существенно вырос за последние два года. В результате Азербайджан является для Грузии одной из основных стран-партнеров. Он находится на десятом месте по объему суммы и на третьем месте среди стран СНГ после России и Казахстана.
- А что вы могли бы рассказать касательно транзитного потенциала и инфраструктуры двух стран?
- Когда мы говорим о совместном транзитном потенциале Азербайджана и Грузии, мы должны оценить потенциал в отношении Кавказского транзитного коридора (КТК).
Как правило, решение о выборе транзитного коридора принимается на основе взаимной договоренности между владельцами груза, ответственными перед клиентами, и транспортными компаниями в зависимости от места отправления до места назначения груза. Однако такое решение принимается в контексте неопределенности, в основном на основе компромисса между затратами и риском задержки доставки.
Двумя основными конкурентами Кавказского транзитного коридора, обслуживающего Центральную Азию, являются Южный коридор (через Иран) и Северный коридор через порты Балтийского моря, Россию и Украину.
Что касается транзита в/из стран Кавказа, существует три различных конкурентных коридора для экспорта контейнерных (неликвидных) грузов из Китая в Баку:
а) использование Кавказского транзитного коридора через грузинский порт Поти;
б) использование южного коридора через порт Бендер-Аббас в Иране;
в) наземные перевозки из порта Стамбул через территорию Грузии
Согласно аналитическим данным, затраты и время минимальны при транспортировке из порта Бендер-Аббас в Баку. Поти - второй лучший выбор с точки зрения стоимости, но не с точки зрения времени, и примечательно, что Стамбул является третьим лучшим выбором с точки зрения затрат.
Однако следует отметить, что при выборе транзитного коридора перевозчики и грузополучатели обращают внимание не только на денежные затраты и время: маршрут порта Бендер-Аббас может быть жизнеспособным вариантом с точки зрения минимизации затрат, хотя для этого маршрута характерны ограниченная видимость, трудности с автомобильным транспортом летом и менее предсказуемое время, необходимое для пересечения границы.
В случае Стамбула видимость и надежность груза высоки, главным образом, благодаря более качественным автомобильным перевозкам, более предсказуемому пересечению границы с Грузией, меньшей вероятности неожиданных задержек в турецких портах и большей гибкости в услугах по доставке из Азии.
С другой стороны, порт Поти может предложить промежуточную альтернативу с точки зрения стоимости и надежности.
Исследование, проведенное USAID, сравнило эффективность КТК с альтернативными маршрутами и обнаружило, что если бы КТК стал: а) на 10 процентов дешевле; б) время доставки сокращено на неделю; и c) повышается надежность при пересечении Каспийского моря, тогда коридор мог бы стать гораздо более привлекательной и конкурентоспособной альтернативой, ведущей к увеличению транзитных перевозок, способствуя снижению затрат на экспорт и импорт в Грузии и росту ВВП.
Для наших двух стран было бы важно рассмотреть несколько рекомендаций:
- В связи с выгодным географическим положением Грузии необходимо создать единую транспортную систему и максимально использовать транзитный потенциал.
- Потенциальные транзитные потоки велики по сравнению с фактической загрузкой КТК.
- Между Грузинской железной дорогой и Азербайджанской железной дорогой не существует единого согласованного железнодорожного тарифа, и, таким образом, микроавтобусы не курсируют между Поти и Баку в коммерческих целях.
- Если КТКстанет дешевле на 10%, время транзита сократится на одну неделю и повысится надежность при пересечении Каспийского моря; коридор мог бы стать гораздо более привлекательной и конкурентоспособной альтернативой, обеспечивая гораздо больший транзит и помогая снизить экспортно-импортные издержки в Грузии.
- В случае с Грузией необходимо построить скоростную автомагистраль Восток-Запад для развития транзитного потенциала - своевременная реализация проектов по реабилитации, модернизации железной дороги и глубоководного порта Анаклия.
- Необходимо предложить инфраструктуру основным игрокам в регионе с новыми технологиями и возможностями и усилить пропускную способность транспортного коридора, что является приоритетом для страны с непрерывным развитием транспортной системы.
- Полная реализация проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс должна сыграть важную роль в сокращении времени, необходимого для перевозки грузов между Азией и Европой, и, следовательно, в привлечении дополнительных грузопотоков через страну.
- Необходимо продолжить интеграцию в международные транспортные системы и углубить региональное сотрудничество с целью повышения конкурентоспособности транзитного коридора.
- Грузия не примет участия во встрече в формате «3+3» в Турции. Как вы полагаете, возможно ли, что Тбилиси в будущем поменяет свое мнение?
- Главное препятствие и определяющий фактор в этом формате - страна-оккупант Грузии Россия. Следовательно, любые обсуждения со страной-оккупантом в любом новом формате (существующие форматы известны) до продвижения процесса деоккупации просто невозможны. В противном случае, естественно, Грузия всегда готова позволить своим дружественным, соседним, стратегическим странам-партнерам воспользоваться своим транзитным потенциалом, а также готова реализовывать совместные инфраструктурные проекты.