Формат «шести» – новый фактор геополитики Эксперты на Caliber.Az
Уникальное событие из мира геополитической интеграции – именно такими словами характеризуют аналитики решение стран Центральной Азии о присоединении Азербайджанской Республики в качестве полноправного участника к формату Консультативных встреч, который до этого являлся предметом исключительно внутрирегионального диалога государств ЦА.
Таким образом, тесное сотрудничество между Азербайджаном и центральноазиатскими странами вышло на новый, надрегиональный, уровень и приобрело особую геополитическую значимость. Говоря об этом на 7-м заседании Консультативной встречи, президент Узбекистана назвал это событие «историческим днем для наших братских народов и стратегическим шагом».
А что думают об этом решении эксперты из Узбекистана? Какую выгоду от нового формата приобретают Азербайджан и страны «Центральноазиатской пятерки»? На эти вопросы Сaliber.Az отвечают политолог-международник и независимый эксперт.

Так, по мнению историка, политолога-международника Ранохон Абдуллаевой, весьма показательно, что расширение «Центральноазиатской пятерки» до «Центральная Азия + Азербайджан», то есть, полноценного «формата шести», все главы государств поддержали единогласно, отметив при этом, что данная модель будет способствовать дальнейшему укреплению геополитической и геоэкономической интеграции региона и созданию непрерывного механизма экономического, социального и культурного взаимодействия.
«Азербайджанская Республика занимает важное геополитическое и геоэкономическое положение среди стран Южного Кавказа, поэтому подобное укрепление стратегических связей между государствами ЦА и Азербайджаном означает создание нового качественного моста между ними, аналога которому еще не было. И это напрямую расширит региональную интеграцию, а Центральноазиатский и Южно-Кавказский регионы превратятся в еще более важные связующие звенья между Европой и Азией. В то же время этот формат создает ряд новых возможностей для центральноазиатских стран, в том числе и для Узбекистана», – сказала она.
Политолог отметила, что с включением Азербайджана географический и экономический охват центральноазиатского формата расширится, транспортные, транзитные и логистические возможности стран-участниц возрастут так же, как и торгово-экономические, и инвестиционные.
«При участии Азербайджана Узбекистан и другие страны ЦА наладят новые экономические связи. К примеру, эффективное использование транспортных коридоров позволит увеличить транзитные доходы через Азербайджан и сделать экспорт продукции более удобным. Кроме того, в вопросах безопасности и стабильности центральноазиатские государства стремятся к расширению политического диалога и сотрудничества с участием Баку.
Принятая на встрече Концепция региональной безопасности, стабильности и развития, а также каталог рисков безопасности региона и меры по их предупреждению на 2026–2028 годы создадут основу для разработки совместных стратегий борьбы с общими угрозами. Подобное взаимодействие сформирует стабильную политическую и экономическую обстановку в регионе и расширит возможности для инвестиций и развития Узбекистана. Также важен и другой момент – образуются условия для институционального и организационного развития.
Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать «Центральноазиатское сообщество» и поддержал его преобразование в единую стратегическую региональную организацию. Формирование таких органов, как Постоянный секретариат и Совет старейшин, институционализирует региональное управление. Само собой разумеется, что культурные, гуманитарные и дипломатические связи между нашими странами сейчас тоже получили дополнительный стимул, они будут и дальше укрепляться, только гораздо более интенсивно», – подчеркнула политолог.
По ее мнению, культурная, историческая и религиозная близость между государствами-участниками способствует углублению взаимного диалога. Это позволит совместно развивать научные, образовательные и гуманитарные проекты в регионе, такие как сохранение исторического наследия, обмен студентами и культурные мероприятия.
«Отдельно хочу коснуться аспекта экологического взаимодействия. Безусловно, в формате «шести» расширяются возможности для единства в области устойчивого развития и сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Приоритетными направлениями здесь являются рациональное использование водных ресурсов, меры по борьбе с изменением климата. В этой связи при участии Азербайджана станут возможными совместное финансирование и реализация региональных экологических проектов, таких как управление водными ресурсами, водосберегающие технологии и водораспределение.
Широкое сотрудничество будет способствовать разработке общих стратегий по обеспечению климатической и водной безопасности в Центральной Азии и совместному реагированию на региональные экологические угрозы. Дальнейшее развитие и расширение прочного взаимодействия тесно связаны со способностью всех участников достигать консенсуса, вырабатывать соглашения на основе баланса интересов и совместно реализовывать перспективные проекты», – заявила Р. Абдуллаева.

В свою очередь, независимый эксперт Олег Голишников считает, что присоединение Баку к формату «пяти» имеет несколько положительных сторон.
«Присутствует отчетливое стремление азербайджанских властей расширять политический диалог с государствами ЦА, с которыми Баку сотрудничает как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних структур, в том числе в СНГ, ОИС и ОТГ. Таким образом, тесная связка Центральная Азия – Азербайджан позволяет держать руку на пульсе по ключевым вопросам сотрудничества и координации совместных действий.
Но, наверное, самое главное – это то, что таким образом страны ЦА и Азербайджан активно расширяют сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной и транспортно-логистической сферах, включая развитие Среднего коридора. В данном контексте участие Баку в Консультативных встречах позволяет совместно с центральноазиатскими странами оперативно решать насущные вопросы как в этих сферах, так и по взаимосвязанности между Центральной Азией и Южным Кавказом в целом.
Помимо этого, присоединение Баку к формату Консультативных встреч в определенном смысле компенсирует сорвавшуюся попытку подключения Азербайджана к ШОС в качестве полноправного члена этой структуры. Хотя для Баку, на мой взгляд, вхождение в Шанхайскую организацию остается одним из главных приоритетов, полноправное участие в Консультативных встречах позволяет стране открыть новые горизонты для более тесного сотрудничества со странами Центральной Азии.
Что касается интересов стран Центральной Азии, то подключение Азербайджана к работе Консультативных встреч имеет несколько выгодных сторон. Во-первых, сам факт присоединения Баку к этому формату может придать ему новый динамизм и продемонстрировать его открытость сотрудничеству. Следовательно, будет расти его привлекательность. Данный формат, который уже предложили назвать «Центральноазиатским сообществом», должен показывать реальный результат на благо народов и государств этого объединения в целом.
Во-вторых, более тесная связка с Азербайджаном позволяет странам ЦА решать практические вопросы диверсификации их торгово-экономического и инвестиционного потенциала. Для региональных республик Азербайджан – еще один мост не только на рынки государств Южного Кавказа, но и на рынки Европы. В этом контексте страны Центральной Азии так же, как и Азербайджан, заинтересованы в развитии международных транспортных коридоров, в том числе и Среднего коридора. В целом подключение Баку к работе Консультативных встреч является взаимовыгодным и перспективным как для государств ЦА, так и для Азербайджана», – резюмировал О.Голишников.







