Ташкентский саммит — формула «единое 6» в действии Ибрагимов, Тиллаходжаев и Ишмухамедов на Caliber.Az
Как стало известно, президент Азербайджана Ильхам Алиев примет участие в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, которая состоится 16 ноября в Ташкенте.
В связи с этим глава Азербайджанского государства дал интервью Национальному информационному агентству Узбекистана, в котором отметил, что это будет его третье участие в данном формате в статусе почетного гостя.
«Азербайджан придает особое значение всестороннему развитию сотрудничества со всеми странами региона на самом высоком уровне. Считаю, что стратегическое партнерство и союзнические отношения, установленные между странами Центральной Азии и Азербайджаном на двусторонней основе, а также наш активный политический диалог и взаимные визиты играют ключевую роль в успешности данного формата сотрудничества», — подчеркнул лидер Азербайджана.
Ильхам Алиев также выразил уверенность, что 7-я Консультативная встреча глав государств Центральной Азии станет значимым этапом в укреплении многовековой дружбы между братскими народами и расширении многоуровневого сотрудничества в самых различных областях.
Каким будет диалог Баку и государств Центральной Азии в Ташкенте? И что будут обсуждать президенты в первую очередь? На эти вопросы Caliber.Az отвечают эксперты из стран ЦА и Азербайджана.

Так, азербайджанский политолог, профессор, доктор Университета регионоведения Хангук (Сеул, Южная Корея) Ровшан Ибрагимов отметил, что впервые президент Алиев принял участие в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в Душанбе два года назад.
«Как видим, отношения между Азербайджанской Республикой и странами ЦА довольно интенсивно развиваются как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Сегодня Центральная Азия — это пятерка стран, которая пытается проводить крупные интеграционные процессы, а также формирует отношения с региональными и глобальными силами. Недавно в США прошел саммит С5+1, и с точки зрения политической, экономической и другой повестки вполне очевидна важность участия и Азербайджана в этой программе. Если учитывать, что Каспийское море — это внутренний водный резервуар, формирующий вокруг себя конгломерат стран и народов, то Центральная Азия и Южный Кавказ с точки зрения культурных, этнических и религиозных аспектов во многом имеют общие черты. Принимая во внимание исторические корни, а также, что немаловажно, общий социальный ареал и менталитет, схожесть экономических структур, становится очевидно формирование процесса, который помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев охарактеризовал следующим образом: «Формула 5+1 превращается в единое 6». Думаю, основной повесткой встречи будет переход Азербайджана из статуса наблюдателя в полноправного члена данного формата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — заявил Р. Ибрагимов.

Между тем узбекский политолог, магистр политических наук, главный специалист отдела по мониторингу реформ в сфере внешней политики и безопасности Центра «Стратегия развития» Бунёд Тиллаходжаев отметил, что встреча лидеров стран ЦА в Ташкенте в первую очередь должна подтвердить приверженность региональных государств принципам взаимопонимания, взаимодействия и партнерства на фоне изменения архитектуры мирового порядка и климата, геополитической нестабильности, обостряющихся проблем энергетической и продовольственной безопасности. В данных условиях согласованные действия и укрепление сотрудничества между республиками являются не просто политическими целями, а стратегической необходимостью.
«Таким образом, можно прогнозировать, что на предстоящей 7-й Консультативной встрече будет обсуждаться широкий спектр тем, направленных на большее укрепление взаимосвязанности в различных направлениях. Например, на протяжении десятилетий водные вопросы являлись одной из острых проблем и вызывали разногласия не только между государствами, но и народами, и, на мой взгляд, они не останутся без должного внимания.
В данном ключе также важно упомянуть результаты, которые уже достигнуты. Например, в настоящее время Узбекистан и Таджикистан сотрудничают по строительству Яванской ГЭС на реке Зарафшан, а также достигнуты договоренности между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном о согласованном режиме работы в вегетационный период водохранилища Бахри Точик, с Туркменистаном — о рациональном использовании водных ресурсов Амударьи. Кроме того, за последние годы находят решения вопросы приграничного характера. Особое значение в этом направлении имеет подписание в марте текущего года договора о стыке границ трех государств и Худжандской декларации между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Впервые со времени обретения независимости странами региона весь периметр их общих границ был юридически закреплен, что поставило окончательную точку в вопросе, десятилетиями являвшемся источником напряженности.
Эти достижения непременно будут служить основой для дальнейшего укрепления дружбы и добрососедства между народами, а в перспективе — для упрощения процедуры пересечения границ, что тоже может стать одной из тем обсуждения на саммите», — сказал эксперт.
По его мнению, вопросы выработки согласованных подходов стран региона во внешней политике через форматы «Центральная Азия плюс» также могут стать одними из основных тем обсуждения.
«Считаю, что в условиях смещения центров силы в мире следует продолжить дальнейшее развитие этих форматов, которые уже доказали свою эффективность в отношениях с ключевыми внешними партнерами. Вместе с тем, экономическое сотрудничество однозначно будет иметь место в повестке дня саммита. На данном этапе, думаю, необходимо и далее развивать торговлю внутри самого региона, создавать взаимовыгодные условия для взаимных инвестиций, упрощать процедуры передвижения товаров через границу. Необходимо также активнее продвигать производственную кооперацию, создавать и развивать зоны приграничной торговли, поддерживать совместные транспортные, энергетические и агропромышленные проекты. Стоит отметить, что для Узбекистана улучшение регионального сотрудничества – это осознанная стратегическая линия, отражающая понимание общей ответственности за благосостояние всего региона», – подчеркнул эксперт.
Азербайджан, как полагает Тиллаходжаев, рассматривается как один из стратегических партнеров стран Центральной Азии. Известно, что между сторонами реализуется ряд проектов в транспортной, энергетической и экономической сферах.
«Азербайджан – ключевое звено транспортного маршрута Китай – Центральная Азия – Каспий – Кавказ – Европа. Через Баку проходит Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В этой связи можно сделать прогнозы о том, что в Ташкенте обсудят вопросы, касающиеся данного коридора. Возможно, что на саммите будут подписаны меморандумы об инвестициях и торговле через порты Актау – Алят.
Вероятно, будет затронута сфера энергетического сотрудничества. Узбекистан планирует экспорт избыточной электроэнергии в Европу через Азербайджан с использованием транскаспийской инфраструктуры. Очевидно, что для достижения этих целей потребуется совместный трехсторонний проект с Казахстаном и Азербайджаном, подразумевающий прокладку глубоководного кабеля через Каспийское море.
В целом, стоит подчеркнуть, что саммит лидеров станет важной площадкой для закрепления достигнутых успехов и выработки согласованных шагов по дальнейшему укреплению стабильности, безопасности и экономического развития всего региона», – заключил Б.Тиллаходжаев.

В свою очередь, казахстанский политолог, кандидат политических наук Шарип Ишмухамедов считает, что саммит глав государств Центральной Азии в Ташкенте, или, как он официально называется, Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, имеет гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.
«Если смотреть невооруженным глазом, то это обычная встреча лидеров соседних стран, которые обсуждают вопросы добрососедства, сотрудничества, образования. Однако, если рассматривать глубже, то такие саммиты очень непростые — на них поднимаются серьезные и порой нерешенные вопросы, от которых во многом зависит будущее региона», — отметил эксперт.
По его словам, ташкентская встреча является плановой, решение о ее проведении было принято заранее, еще после шестого саммита, прошедшего в прошлом году в Астане.
«Уже тогда Узбекистан озвучил, что на следующей встрече планируется обсуждение ряда базовых тем, в частности, признание дипломов стран ЦА, взаимные возможности для обучения студентов, развитие туризма. Выдвигалась идея единой визы для всех пяти стран — по аналогии с шенгенской — которую условно можно было бы назвать «ташкентской визой». Это позволило бы туристам путешествовать по всему региону, что значительно увеличило бы доходы от туризма», — пояснил Ишмухамедов.
Однако, по мнению политолога, наиболее значимая и чувствительная тема — это договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в Центральной Азии: «Этот документ обсуждался еще в 2022 году, был подготовлен в 2024-м, а к нему уже присоединились почти все региональные страны. В прошлом году его подписали Казахстан и Таджикистан, и теперь в нем участвуют четыре государства — пока не присоединился Туркменистан. Данный договор фактически является правовой основой будущего Центрально-Азиатского Союза — объединения стран, которые обязуются координировать внутреннюю и внешнюю политику, выстраивая общую стратегию развития региона. Без участия всех пяти государств, включая Туркменистан, данный союз не сможет полноценно функционировать. Ранее, в 1990-х годах, уже предпринимались три попытки создать подобный союз, но все они завершились неудачей именно из-за отсутствия консенсуса между странами», — сказал Ишмухамедов.
Политолог выразил надежду, что предстоящий саммит в Ташкенте позволит сдвинуть этот вопрос с мертвой точки: «Авторитет президента Мирзиёева, возможно, поможет убедить Туркменистан присоединиться к договору. Тогда появится прочная правовая база для будущего Центрально-Азиатского союза».
Эксперт также ожидает, что в узбекской столице будет затронут и вопрос взаимодействия с внешними партнерами: «В 2025 году пять стран ЦА подписали договор о дружбе и сотрудничестве с Китаем. Документ пока не ратифицирован, но сам факт его обсуждения показывает растущее влияние Пекина в регионе. Казахстан в данном случае выступает ретранслятором китайских инициатив, и это тоже станет предметом дискуссий».
По его словам, один из ключевых вопросов саммита — определение общих принципов взаимодействия Центральной Азии с мировыми державами — США, Россией, Китаем и Европейским союзом: «Страны региона понимают, что поодиночке им трудно выстраивать диалог с глобальными игроками, в силу этого необходимо выработать единую линию внешней политики. Думаю, именно этот вопрос станет главным на саммите».
Он также подчеркнул, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, вероятно, напомнит коллегам о значении Азербайджана для Центральной Азии.
«Азербайджан является недостающим, но важнейшим элементом экономической и политической архитектуры региона, обеспечивающим его независимость, суверенитет и безопасность», — резюмировал Шарип Ишмухамедов.







